Всем знакома легендарная "копейка" – ВАЗ-2101, ставшая настоящим символом советского автомобилестроения. Однако история этого автомобиля полна интересных нюансов и малоизвестных деталей, которые делают её ещё интереснее. Предлагаем вам познакомиться с любопытными фактами об этом культовом автомобиле.
История создания и испытания
В период испытаний "копейки" в СССР отсутствовал 93-й бензин, необходимый для машины. Испытатели были вынуждены ездить в аэропорт, где смешивали авиационный бензин с А-76, чтобы получить подходящее топливо.
Изначально этот автомобиль называли не "копейкой", а "единичкой" – первое народное прозвище модели было значительно проще.
Примечательно, что многие работники будущего автозавода в Тольятти были переведены с Горьковского автомобильного завода, что обеспечило преемственность опыта отечественного автомобилестроения.
Интересный факт: ВАЗ-2101 короче современной Лады Весты на 37 сантиметров, что подтверждает тенденцию к увеличению габаритов автомобилей с течением времени.
"Копейка" получила международное признание – её даже представляли на автосалоне в Нью-Йорке в 1973 году, где она вызвала немалый интерес у американской публики.
Для расширения экспортных возможностей выпускалась праворульная версия "копейки", предназначенная для стран с левосторонним движением.
Любопытно, что первые логотипы для "копейки" создавали итальянские специалисты, которые по незнанию перепутали русскую букву "Я" с латинской "R", что привело к забавным ошибкам в ранней символике.
Производство и технические особенности
Запуск производства автомобилей в Тольятти в 1970 году был специально приурочен к 100-летнему юбилею В.И. Ленина, что подчеркивало значимость этого события для страны.
На базе деталей "копейки" планировалось выпускать автомобильный прицеп, однако этот проект так и не был реализован в серийном производстве.
Мало кто знает, что город Тольятти получил своё название в честь итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти, руководителя Итальянской коммунистической партии. К сожалению, сам Тольятти не дожил до появления города, названного в его честь.
Некоторые элементы "копейки" оказались настолько удачными, что используются до сих пор. Например, ручки дверей продолжают устанавливать на современные модели Лады Нивы.
Прототипы Фиатов, которые итальянские инженеры адаптировали под суровые условия Советского Союза, имели маркировку 124R, где буква R обозначала Russia (Россию).
Любопытно, что первым устройством, разработанным конструкторами ВАЗа, стал не автомобильный компонент, а снегоуборщик для очистки крыш строящихся цехов завода.
Шины для "копейки" создавались в результате международного сотрудничества – над их разработкой трудились специалисты итальянской компании Pirelli совместно с советским Научно-исследовательским институтом шинной промышленности.
Испытания и эксплуатация
Испытания первых автомобилей "копейка" проводились преимущественно на обычных дорогах общего пользования, что позволяло выявить реальные эксплуатационные характеристики в естественных условиях.
Первый в истории ВАЗа автопробег испытатели совершили не на легковом автомобиле, а на грузовике ЗИЛ-130. Целью этой поездки был поиск подходящих для тестирования дорог с различными покрытиями и рельефом.
Для полномасштабных климатических и эксплуатационных испытаний опытные образцы отправляли в регионы с экстремальными условиями – от заснеженной Воркуты до жаркого Крыма.
"Копейка" оказалась настолько технически требовательной, что для неё пришлось разработать специальное моторное масло – существующие советские сорта не соответствовали требованиям нового двигателя.
В НАМИ (Научном автомобильном институте) прорабатывалась возможность создания переднеприводного варианта Fiat-124, однако в серийное производство такая модификация не пошла.
Комментарии
Отправить комментарий